Oхрана здоровья
«Взрослым кажется, что дети не заботятся
о своём здоровье… нет. Детям совершенно
так же, как и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными, только дети не
знают, что для этого надо делать.
Объясни им, и они будут беречься».
Януш Корчак
Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагогов при формировании культуры здоровья дошкольника
Сбережение здоровья каждого ребёнка, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни детей является ключевыми принципами Национальной стратегии государства, направленной на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.
Эти принципы нашли отражение в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ , во ФГОС ДО, где вопросу сохранения, укрепления и охране физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия отведена важная роль.
В течение многих лет коллектив нашего етского сада работает над проблемой формирования у воспитанников потребности и навыков здорового образа жизни. Проблема здоровья наших детей всегда была актуальной, а сейчас становится особо значимой, поскольку наши подопечные относятся к категории детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью этой деятельности является мобилизация усилий, создание тесного взаимодействия администрации, педагогов, родителей и самих детей по сохранению, укреплению и развитию резервов организма посредством охраны и укрепления психического, духовного и физического здоровья воспитанников.
Нами были определены следующие формы взаимодействия педагогов:
• Коррекционная работа
• Образовательная деятельность
• Педсоветы
• Совместные проекты
• Праздничные мероприятия (досуги, праздники, дни здоровья)
• Семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы
• Консультации
• Индивидуальные беседы
Отсюда очень важен процесс взаимодействия, слаженности всех участников воспитательно-образовательного процесса .
Работа по воспитанию у детей основ здорового образа жизни в нашем дошкольном образовательном учреждении приобрела форму многолетнего постоянно действующего проекта. Актуальность этой деятельности всего коллектива подтверждается Правительственной Стратегией Развития системы физического воспитания детей и подростков, а также требованиями ФГОС ДО.
Понимание единства физического, психического и духовного аспектов здоровья позволяет специалистам ДОУ, занимающимся коррекцией речевых нарушений, развивать детей в гармонии с самим собой, с другими людьми, с природой, сочетая это с деятельностью по физическому оздоровлению. Иными словами, выстраивать свою работу с учётом комплексного подхода к пониманию здоровья и структуры ЗОЖ, основными составляющими которой являются: оптимальный двигательный режим; рациональное сбалансированное питание; закаливающие процедуры в режиме дня; создание психологического комфорта для каждого ребёнка, превалирование положительных эмоций, воспитание основ безопасного поведения.
Эффективность формирования у воспитанников потребности в ЗОЖ повышается при осуществлении всех его элементов в виде единого комплекса мероприятий в повседневной жизни дошкольников и при постоянном участии в этом процессе родителей, когда привычка к ЗОЖ становится насущной необходимостью. Основная цель работы с родителями в этом направлении - привлечение их к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания воспитанников детском саду.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по мнению Л.С.Выгодского, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого ребёнка и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.
Развивающая среда нашего дошкольного учреждения позволяет детям реализовать все двигательные потребности. Для охраны жизни и здоровья дошкольников, их воспитания и обучения имеются оборудованные, методически оснащённые, эстетически оформленные кабинеты, групповые помещения, музыкальный зал. Многофункциональный музыкально- физкультурный зал позволяет обеспечить не только оптимальное развитие физического здоровья, но и проводить профилактические и коррекционно-оздоровительные мероприятия, занятия дополнительного образования. В групповых помещениях определены и рационально используются зоны для физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы, уголки по ОБЖ. Группы оснащены физкультурными пособиями, столами для игр с песком и водой, предназначенными для стимуляции биологически активных зон кистей рук и релаксационных упражнений. На территории детского сада оборудованы площадки для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности на воздухе с использованием выносного оборудования и атрибутов для подвижных игр и игровых заданий. Имеется спортивная площадка с резиновым покрытием, где проводятся занятия двигательной деятельностью, играми в весеннее, летнее и осеннее время года.
Асфальтовые дорожки, опоясывающие детский сад, разрисованы всевозможными классиками с двигательными заданиями. Всё это помогает не только разнообразить и обогатить двигательную деятельность детей на прогулке, насытить её циклическими упражнениями и их комбинациями для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества, но и развивать фантазию, закреплять в увлекательной форме разносторонние знания.